Беседа о святых воинах
22 ноября 2022 года в школе № 90 г. Тольятти состоялись две встречи священника Димитрия Караулова с учащимися 5а, 5б, 5д, 5и и 7в классов на тему: «Святость. Святые воины Руси». В ходе беседы было рассказано о том что такое святость, кто такие святые, за что воины и полководцы России были прославлены Церковью в лике святых.
Батюшка начал свое сообщение с того, что святость человека — это не безупречность его биографии и не анкетные данные. Святость (степень подобия человека Богу) — это свидетельство того, что для человека и для воина вера и Бог были главным вектором движения в их жизни.
Священные воинские традиции с давних пор начали складываться на Руси. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм Божий, где воины исповедовались в своих грехах и причащались Святых Христовых Таин.
А перед решающими сражениями служили Богу особые молебны о даровании нашему воинству победы над врагом. После молебна русские воины шли в бой под высоко воздетой к небу багряной хоругвью с изображением Святого лика Христа Спасителя.
Православным воинством Святой Руси всегда исполнялись заповеди: «Возлюби Господа Бога своего» и «Возлюби ближнего». Свой долг любви Родине и к ближнему святые воины исполняли по Закону Божию, который говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13)
Очень важно для нас разрешить противоречие в понимании двух заповедей Христа, которые гласят: «не убий», «если ударили по щеке — подставь другую». Почему же тогда не считается греховной защита Отечества? Не богоугодно ли было бы смиренно отдаться воле Божией, и не воевать с врагом за свою Родину, за землю отцов и дедов наших?
Батюшка рассказал, что войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13, 7). Церковь учит нас, что война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (см. Быт.4, 3–12).
Поэтому победа полководцев и воинов на полях сражений совершается с помощью Божией — в реальных сражениях на войне происходит невидимая битва добра со злом.
Далее батюшка рассказал о том, за какие заслуги были прославлены в лике святых :
— святые воины Руси: святой Илья Муромец, святые преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя;
— святые полководцы: святой благоверный великий князь Александр Невский, святой благоверный великий князь Димитрий Донской, святой праведный воин Феодор Ушаков.
В святых полководцах и воинах Церковь видит не просто людей, а прежде всего воинов Христовых – христиан. Потому и прославлены они были Церковью за их христианские подвиги и добродетели в святых ликах:
— Преподобных (подобных Богу)
— или Благоверных (исповедующих истинную веру в Бога).
Именно крепкая вера и надежда на Бога сделали русских полководцев победителями превосходящих сил врагов — ведь на войне происходит невидимая битва добра со злом. Все победы на полях сражений и ныне совершаются с помощью Божией.
Ребята с большим интересом слушали новую необычную для них информацию. После беседы они по традиции задавали различные интересующие их вопросы о Боге, Церкви и священниках.
Святые воины Христовы, молите Бога о нас! И отжените от Отечества нашего всякого врага и супостата!