Введение во Храм Приснодевы Марии.
21 ноября/4 декабря (нов.ст.), Седмица 24-я по Пятидесятнице,
Рождественский пост, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме святого благоверного великого князя Александра Невского были совершены богослужения.
Слово святителя Германа Константинопольского (VII в.) на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Вот опять другое торжество и радостный праздник Матери Господа; вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ее. Ибо куда, не часто, но однажды в каждый год, входил священник для совершения таинственного служения, туда она приводится родителями своими для непрестанного пребывания в неприступном святилище благодати. Кто знает, чтобы когда-нибудь было что-либо такое? Кто из современников или из предков видел или слышал, чтобы лицо женского пола введено было внутрь святого святых и жило и воспитывалось там, когда доступ туда едва позволен был даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признак, не поразительное ли указание на высокие и новые дела, имевшие совершиться над Нею?
Дерзающие говорить против Нее и видящие как не видящие пусть покажут нам, где они видели когда-либо что-нибудь такое? Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма как непорочный дар для непрестанного обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал.44, 13), торжественно сопровождали девы, вели в храм со светильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Как же это не захотели они уразуметь сего? Как, видя первое, не поверили последнему? Как, видев прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впоследствии?
Но предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий: священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены – придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественные тайны, предначатые на Ней промыслом Божиим. Как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога через Его священников; как Одушевленный Храм Господень помещается в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище без всякого негодования, не говоря родителям Ее: «Не сделаю этого совершенно нового дела и не введу Отроковицу в святое святых, чтобы она осталась и постоянно обитала там, куда мне самому узаконено входить только однажды в год». Пророк ничего не сказал такого; но как предвидящий будущее, ибо он был пророк, без сомнения ожидал Ее; и, дождавшись, поспешно принимает Ее, как после него Симеон принял Ее Сына.
Потом, обняв Отроковицу и держа Ее в руках, он обратился к матери Ее с такими словами: «Откуда ты, жена, родом? Какой ведешь ты образ жизни, и с какою целию поступаешь ты так? Как ты, не имея примера, первая решилась на это новое и неслыханное дело – ввести Отроковицу в недоступное святилище, чтобы Она и оставалась там? Скажи, какое у тебя намерение и какое твое имя?»
Анна, имеющая имя от благодати1, отвечала пророку: «Я произошла от рода священнического, от колена Ааронова, от племени пророческого и царского; ибо я – отрасль Давида и Соломона, и последующих царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потом, по закону Владыки, я сочеталась браком, но оказалась бесплодною и долго была бездетною. Не находя никакого средства для устранения своего несчастия, я прибегла к Единому Всемогущему и подателю всего Богу и, отверзши пред Ним с усердием уста свои, с сокрушением сердца и со слезами возопила, говоря так: «О, Господи, Господи, скоро внимающий душам, удручаемым скорбями! Зачем Ты изменил во мне естество моих предков? Зачем Ты сделал меня притчею в роде моем и предметом для кивания головою в племени моем? Зачем Ты подвел меня под проклятия пророков Твоих, дав мне чрево неплодное и сосцы сухие? Зачем Ты сделал, что не принимают даров моих как бездетной? Зачем Ты предоставил меня знакомым на поругание, подчиненным на посрамление и соседям на посмеяние? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицам небесным, зверям земным, рыбам морским; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышний, худшею безсловесных та, которую создал Ты по образу и подобию Своему». Сказав это и подобное этому, я присовокупила: «Тебе, Владыко, я вместо благодарственного дара всецело посвящу дитя, которое Ты дашь мне, чтобы оно оставалось и пребывало в святилище Твоем как священное приношение и всечтимый дар, дарованный мне Тобою, всещедрым подателем совершенных даров». Так взывала я к сущему на небесах Богу, находясь в своем саду под открытым небом, устремив очи на небеса и бия себя руками в перси. О том же умолял Бога и муж мой, находясь на горе совершенно один и постясь сорок дней. Наконец скорый на милость и животолюбивый Господь, вняв молитвам обоих нас, послал ангела Своего возвестить нам зачатие моей отроковицы. Тогда естество мое по повелению Божию тотчас понесло плод; ибо до божественной благодати оно не дерзало рождать, а как только она снизошла на меня, заключенное дотоле чрево отверзло врата свои и удержало в себе полученный от Бога залог, пока зачавшееся в нем по благоволению же Божию произошло на свет. Итак, поелику дитя уже отнято от сосцев, я совершаю Богу обеты свои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в тесноте моей (Псал.65, 13–14). Для этого я собрала сонм дев со светильниками, созвала священников, пригласила родственников, говоря всем: «Радуйтесь со мною все, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не к земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его дар». Прими же, пророк, Богом дарованную дочь мою; прими и, приведши ее в святую гору, помести ее там (Псал.77, 54), в готовом жилище Божием (Псал.32, 14), ни о чем не исследуя, доколе призвавший ее сюда Бог благоволит привести к концу касающееся ее».
Выслушав эти слова, Захария тотчас сказал Анне: «Благословен плод твой, всечтимая! славно чрево твое, любящая мужа! преславно приношение твое, боголюбезная!» Потом, взяв Отроковицу, с великою радостию поспешно вносит Ее в святое святых, говоря ей, может быть, так: «Приди, исполнение моего пророчества; приди, совершение определений Господних; приди, печать завета Господня; приди, цель обетований Господних; приди, изъяснение таин Господних; приди, зерцало всех пророков; приди, соглашение несогласных; приди, совокупление древле разделенных; приди, подпора клонящихся долу; приди, обновление обетшавших; приди, свет во тме лежащих; приди, новейшее и божественное дарование; приди, Владычица всех земнородных; войди в славу Господа своего, теперь пока еще земную и преходящую, но немного спустя – в небесную и для людей недоступную».
Сказав таким образом Отроковице столь достойные Ее слова, священник поместил Ее внутри храма, в приличном и наперед назначенном месте. Отроковица же ходила в храме Божием как в чертоге, прыгая и радуясь; ибо, хотя возрастом была только трех лет, но благодатию Божиею, как предувиденная, предопределенная и избранная Богу и Правителю всего, была совершенна не по летам.