День памяти собора новомучеников и исповедников Российских
24 января/6 февраля (нов.ст.) 2021 года, неделя 35-я по Пятидесятнице, в канун дня памяти собора новомучеников и исповедников Российских, в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского были отслужено Всенощное бдение.
Проповедь настоятеля протоиерея Александра Здоренко:
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Иногда мы слышим упрек в адрес церкви: «Нет среди вас святых, вы несвяты, вы люди грешные: и епископат не тот, и священство не то. И вы, приходя в храм, иных людей задеваете, одергиваете, осуждаете, ругаете.» И ни к чему в этих словах придраться почти что невозможно. Да, грех в среде нас есть, но Церковь — это не только собрание людей в храме, Церковь — это собрание всех верующих во Христа, живущих и живших в нашем Отечестве.
Сегодня мы вспоминали и попытались, конечно, только попытались, имена прочесть тех новомучеников и исповедников Российских, которые за сто с небольшим лет прославились на церковном небосклоне, прославились мученической смертью за Христа в земле Российской. И, наверное, и к ним были какие-то упрёки, когда они были подобны нам с вами — прихожанами, священнослужителями, епископами, митрополитами Русской Церкви. Тоже, наверное, на них кто-то обижался, тоже кого-то они одёргивали, но пришёл час, когда они пролили за Христа свою кровь, не отказались от Христа, не предали Христа, но были верными Христу до смерти.
И сегодня память новомучеников и исповедников земли Российской. Чем примечательна эта дата? Сто три года назад, в 1918 году, в Москве продолжался, начатый в октябрьские дни 1917 года, поместный собор Русской Православной Церкви. Продолжался он многодневными заседаниями в течение почти полугода, четыре с небольшим месяца эти заседания проходили с определенными перерывами. Деянием этого собора было избрание на патриаршество святейшего Патриарха Тихона, но многие-многие иные вопросы, которые волновали в то время русский народ, русскую Церковь обсуждались, и принимались решения. Но в тоже самое время в России происходил государственный переворот — то, что называлось последующие семьдесят лет «великая Октябрьская социалистическая революция». Но при этом революция не была бескровной. И, в первую очередь, пролилась кровь новомучеников и исповедников земли Российской.
25 января 1918 года революционные войска зашли в Киево-Печерскую Лавру, в покои митрополита Владимира, ныне новомученика и исповедника Российского. И 400 монахов, насельников этой Лавры, этих 11 солдат (некоторые источники говорят — 4-х солдат) даже не попытались остановить. Избили, вывели митрополита на берег Днепра и расстреляли. Вот так насаждалась новая революционная вера, новая революционная власть. Со смерти митрополита Владимира — митрополита Киевского и от этого времени началась новая исповедническая мученическая жизнь Церкви русской в России. Уже на соборе 1917-1918 годов было принято соборное решение: «В память о митрополите Владимире, претерпевшем первую мученическую кончину, установить память новомучеников и исповедников Российских». Уже тогда Церковь понимала, что таких мучеников будет тысячи. И за последующие 70 лет советской власти Церковь претерпела множество страданий. Но в абсолютном большинстве своём, как некогда среди учеников Христовых лишь один нашёлся Иуда, предавший Христа, так и в русской Церкви «таких Иуд» было немного, а вся полнота Церкви священства, епископата, монашествующих оставались Христу верными и претерпевали лишения — вплоть до лишения своей жизни.
И в нынешний день почему имя каждого, кто был прославлен на юбилейном соборе 2000 года, мы попытаюсь прочитать? Чтобы искать их молитвенного заступничества в нынешнее сложное время. В девяностых годах опять наша Россия претерпевала, пускай не столько кровавую революцию, но всё равно сколько-то людей да погибло, а сколько пострадало, сколько обнищало, сколько не выдержало гнёта изменения строя, сколько несправедливостей терпели-претерпевали да и сегодня терпим мы.
И вот, чтобы не революционное, а эволюционное развитие нашего общества продолжалось — мы сегодня молили о том наших святых новомучеников и исповедников Российских. Чтобы их молитвами наше общество удержало друг друга от братоубийственной войны, от братоубийственной розни, от того, через что прошло наше Отечество, — чего мы не хотели бы, чтобы ни дети, ни внуки вновь претерпевали.
Храни вас всех Господь!