«Не плачь, но веруй!»
25 октября 2020 года в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского была совершена ранняя Божественная литургия.
Проповедь иерея Димитрия Караулова:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня Евангельское чтение о Наинской вдове. Христос с учениками, с народом приблизился к пределу города Наина, и на встречу из этого города шла траурная похоронная процессия. Вдова Наинская хоронила единственного сына своего. Эти две процессии встретились. Христос, увидев ее, как говорит нам Евангелист Лука, сжалился над ней и подошел к этой процессии. Обратился к вдове и сказал: «Не плачь». Затем подошел к гробу и, обращаясь к юноше, сказал: «Восстань». И юноша встал. И отдал Господь юношу этой вдове.
Почему Господь, обращаясь к ней, сказал – не плачь? Смерть присутствует в нашем мире, смерть – это необратимое явление, это то, что ждет каждого из нас, это конец нашего земного пути, это неизбежно. Мы порой забываем о жизни вечной, мы порой забываем о Боге, мы цепляемся к земному, цепляемся к смертному, цепляемся к временному… И когда смерть настигает нас, когда приходит она в нашу жизнь, забирает кого-то из близких наших, из родных, из друзей, из любимых, из знакомых — мы плачем, мы пребываем в унынии, в печали, мы теряем часть жизни нашей, часть того, к чему мы так привыкли, часть того, что нам дорого, мы забываем в этот момент о Боге. Мы помним лишь о насущном, о временном, о текущем… Как Марфа, когда потеряла брата своего, пребывала в печали, и Христос, придя к ней, услышал от нее слова обличения: «Господи. Вот, если бы ты был здесь, то этого бы не случилось — не умер бы брат мой». На что Христос ей отвечает: «Разве не веруешь ты, что Я есть Жизнь, Я есть Воскресение? Неужели не веруешь ты в жизнь вечную, в жизнь в Боге?» Христос требует от нас лишь одного – веры, веры в Бога, доверия к Богу.
Когда Иаир подошел к Христу и просил об исцелении дочери своей, Христос сказал: «Веруй! Не переживай, но веруй, и исцелится дочь твоя!» Жене – Наинской вдове – Христос говорит: «Не плачь, но веруй!» Марфе Христос говорит: «Не пребывай в печали, но веруй!» Лишь вера требуется от нас, вера в Бога, вера в то, что всё в силах Божиих.
Вспоминая царя, пророка, псалмопевца Давида, вспомним отрывок из жизни его, когда дитя его болело, очень тяжело болело. Давид постился, Давид пребывал в посте, пребывал в печали, пребывал в бесконечной молитве, и, когда дитя умерло, слуги не знали, как сказать Давиду о случившемся, ибо они видели, как он переживал, как пребывал в печали, сокрушался он, как истязал себя постом, молитвою. Давид увидел их смятение и понял, что дитя умерло. Обращаясь со слугам своим, спросил – так ли это, на что они ему ответили – да. Тогда Давид прекратил свой пост, отправился в храм, помолился к Господу и, вернувшись, домой, переоделся, одел новые одежды и велел подать ему есть. Давид вернулся в обычной жизни – на что слуги спросили его: «Как же так – вот дитя было живо, болело, было при смерти, и ты пребывал в такой печали, унынии, а сейчас дитя твое умерло, и ты прекратил плачь и уныние. Как так? Не сейчас ли нужно еще больше плакать, возлагать на себя пост?» На что Давид ответил: «Когда дитя было живо, когда оно болело, я обращался к Богу, молился, просил, возлагал на себя пост, потому как возможно надеялся, что Господь помилует меня, и исцелит дитя моё. Но сейчас дитя моё умерло и отправилось к Богу, и я когда-нибудь отправлюсь туда. Дитя я уже своё не верну, значит, есть на то Воля Божия. Жить нужно дальше». Давид знал о Боге, верил в Бога. Мы же порой цепляемся за временное, за смертное.
И сегодня, дорогие братья и сестры, мы также вспоминаем Святых отцов 7-го Вселенского Собора, мы чтим их память, прославляем. Что это был за Собор? Это был 8-ой век, период, так называемый, иконоборческий, когда в православии, в христианстве столкнулось два мнения об иконопочитании и об иконоборчестве. Этот период, конечно, нужно изучать, нужно очень детально подходить, но и там, и там были свои «перегибы». Иконоборчество появилось из-за того, что люди, некоторые люди стали покланяться иконам как идолам, чтить иконы, не святых, которые на ней изображены, не события из жизни Христа, но саму икону, доску, как некий магический предмет, который исцеляет, который помогает. Скоблили краску с икон и добавляли ее в Причастие, дабы усилить святость. И из-за этого появилось иконоборчество. Некоторые люди стали отрицать иконы, стали считать, что это идолы, которым не следует покланяться, и стали уничтожать иконы. Были многие гонения, как со стороны иконоборцев, так и со стороны иконопочитателей. Христиане, православные, соплеменники друг друга предавали гонению, предавали смерти, предавали мучениям во имя Божие, во славу Божию, за православие, за христианство. И святая императрица Ирина, видя все эти нестроения, видя нестроения среди собратьев своих, призвала святых отцов, созвала Вселенский Собор, дабы утвердить, как нужно относиться к иконам, какие должны быть догматы, правила. И святые отцы, изучив множество трудов, изучив опыт предшествующих поколений, приняли, что иконы нужно почитать. Икона она также как и Евангелие, передает нам слово Божие. Евангелие повествует нам словом, доходит до нас через слово. Икона повествует нам образом, доводит до нас слово Божие через образ, через изображение, через очи наши. Не образу покланяемся мы, не доске, но покланяемся первообразу, тому, кто изображен на иконе. Через икону чтим мы святых, чтим мы Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, чтим Господа нашего Иисуса Христа. Через святые иконы вспоминаем мы события святые, через иконы чтим мы первообраз, изображенный на ней. И сегодня, благодаря трудам и стараниям святых отцов 7-го Вселенского Собора, мы имеем возможность не только слышать слово Божие, но и видеть его и чтить его. Так что не иконе, не идолу покланяемся мы, но тому, кто изображен на ней.
С праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Храни вас всех Господь!»