ПРИХОД ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ НА НЕОБЫЧНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ .
МИССИОНЕРСКАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ПОЯСНЕНИЯМИ СОСТОИТСЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ СРЕТЕНЬЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
15 февраля в 9 часов по благословению настоятеля прихода протоиерея Александра Здоренко в большом храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского планируется совершить необычную миссионерскую Литургию.
Для понимания наших современников миссионерская Литургия, не меняя строя богослужения, совершается с комментариями священника. Совершать Литургию будет о. Дмитрий Караулов, комментировать — иерей Дмитрий Гизитдинов.
Главная задача совершения таких миссионерских богослужений — приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников для их дальнейшего осознанного участия в совместном богослужении.
В ходе миссионерской литургии делаются небольшие остановки и священник разъясняет смысл, значение и историческое происхождение моментов чинопоследования.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАШ ХРАМ: г Тольятти, 19 квартал Автозаводского района, ул. 70 лет Октября, 62.
Каковы результаты на приходах, где проводились служения миссионерских Литургий?
1) Повысилась внешняя дисциплина прихожан-участников Литургии. Во время чтения молитв неловко стало «посетительницам» богослужений перемещаться по нему, в храме прекратились и хождения и разговоры. Внимание верующих теперь стало «занято» не своими частными мыслями и нуждами, а следовало логике развития мыслей Святых Отцов-Учителей Святой Церкви, выраженных в молитвах Св. Евхаристии. Особенно это было заметно после закрытия царских врат и завесы по возглашении «Святая — святым».
2) Исчезла «молитвенная» скука. Даже внешне в глазах членов общины засветился живой «огонек», проявился интерес к совершаемым литургическим действиям, призыв диакона к верным о преклонении глав пред Господом уже воспринимался адресно и все они, в глубоком молчании, склоняли их, как единое равночестное Тело, дожидаясь гласного возгласа священника.
Впечатления неловкой паузы, «антракта», возникающей во время причащения священнослужителей в алтаре, тоже не стало. Необходимость развлекать «публику» исполнением сложных партесных хоровых концертов как-то сама по себе отпала.
3) Все молитвы и обряды Литургии «спрессовались» в единое целое. При пении и чтении молитв община постепенно осознала себя важной стороной в совершении Божественной Литургии. Общее священство Народа Божия было явлено в едином евхаристическом действии и священнослужителей и верных.
4) Община постепенно наполнилась мужчинами и женщинами молодых и средних лет. Приятно было видеть их на великие праздники, особенно когда они не совпадали с «рабочими» днями седмицы или на Святую Пасху. Они, по древнему обычаю, раздельно стоящие в храмовом богослужении, буквально соревновались друг с другом, исполняя антифонно несложные гимны.
Все это в совокупности производило сильнейшее впечатление на «захожан» — на тех, кто, обычно, забежав в храм и поставив свечу, затем уходил или простаивал всю пасхальную ночь вне храма, часами ожидая начала освящения сдобных куличей-пасх для праздничного стола.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Необходимость уяснения богослужебных церковнославянских текстов была одобрена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви еще в 1994 году. В его каноническом Определении читаем: «В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представляется необходимым сделать более доступным их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов».
В 2009 году утвержденная Священным Синодом Русской Церкви Концепция миссионерского служения в Русской Церкви на современном историческом этапе ее жизни, содержит рекомендации по использованию родных языков на Литургии Просвещаемых, равно как и благословение совершать миссионерские литургии с разъяснением смысла молитвословий и порядка литургических действий.
Все это свидетельствует о соборном возобновлении поиска действенных форм миссионерского служения на общецерковном пространстве, и, в первую очередь, среди тех, кто посещает наши храмы в надежде обрести спасительную благодать через слышание Слова Божия и в сопричастии Таинствам Православной Церкви.