Утреня Великой Субботы
Синаксарь Святой и Великой Субботы
Во Святую и Великую Субботу празднуем погребение божественного тела и схождение во ад Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чрез что наш род, воззванный от тления, перешел к жизни вечной.
Стих
Напрасно ты, стража, стережешь гроб. Гробница не содержит самосущей Жизни.
Святые Четыредесятницы превосходнее всех прочих дней: а выше сих Четыредесятниц сия Святая и Великая Четыредесятница, а выше ее Великая седмица, а в Великой седмице — Великая и Славная Суббота. Называется седмица Великой не потому, что дни или часы ее больше, но потому, что в течение ее совершились великие и сверхъестественные чудеса и необычайные дела нашего Спасителя, особенно же ныне. Ибо как при первом мироздании Бог, сотворивший всякое бытие и в заключение всего создавший в шестой день самое владычественное — человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовал субботой, что по изъяснению значит покой, так и при творении мысленного мира, все прекрасно устроивши и в шестой день снова воссоздавши поврежденного человека и возобновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Он почил совершенным покоем от дел, уснув живым и спасительным сном. И вот Слово Божие плотию низошло во гроб, а бессмертной и божественной душой, отделившейся чрез смерть от тела, нисходит во ад. И душу Он предал в руки Отца, Которому принес Свою кровь, так как она сделалась выкупом за нас. Душа Господа не была задержана во аде, как души прочих святых. А почему? Потому, что она не подверглась, как прочие, проклятию прародительскому. Но не захватил враг наш диавол и крови, которой мы искуплены, хотя и владел нами, ибо не только то, что создано Богом, но и Самого Бога разбойник диавол хотел удержать. Как бы то ни было, но Господь наш Иисус Христос находился во гробе телом и Божеством, нераздельно соединившимся с плотию. Был Он и в раю с разбойником и в аде, как сказано, божественною душою Своею; но в то же время сверхъестественно, как непостижимый Бог, сидел вместе со Отцем и Духом. Везде Он был, а между тем Божество Его нисколько не страдало во гробе, как и на кресте: тело Господа подверглось повреждению, то есть разлучению души от тела, но никак не тлению, то есть разложению и полному разрушению членов. Иосиф, сняв с креста святое тело Господа, погребает в новом гробе и близ иудеев в саду, а над входом во гроб полагает большой камень. Иудеи же, пришедши к Пилату в пятницу, говорят: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Так представляется нам за благо, чтобы твоя власть приказала воинам охранять гроб»23. Если Он обманщик, какая вам забота о речах Его при жизни? Ведь Он действительно умер. Что вам с того, что Он говорил: воскресну? Вероятно, иудеи вывели такое опасение от указанного им примера Ионы.
Неразумные, конечно, Он не будет украден, если гроб будет охраняем. И как же они неразумны, что, делая по-своему, они и не сознавали, что делают это против себя. Когда же Пилат дал приказ, они приставили для охраны гроба отряд воинов и приложили свою подлинную печать для того, чтобы, если бы их была стража и печать, не распространилось ложное известие о воскресении Господа. Между тем ад приходит в смятение и теряется в недоумении, почуяв весьма крепкую силу, и потому, беззаконно проглотив Христа, извергает сей твердейший и краеугольный камень, а вместе с Ним и тех, которых, пожрав от века, принял в свое чрево.
По неизреченному Твоему снисхождению, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триодей. Перевод с греческого священника М. Покровского. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра.