«Я и Отец одно суть есть»
31 мая 2020 г., в неделю 7-ую по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, в храме святого благоверного князя Александра Невского была совершена Божественная Литургия.
По завершении богослужения настоятель прихода протоиерей Александр Здоренко произнес проповедь:
«Возлюбленные во Христе братья и сестры, в воскресенье по Вознесению Господнем перед Святой Троицей воспоминается память Святых Отцов 1-ого Вселенского Собора. В Евангельском чтении на сегодняшний день мы слышали слова, которые передают суть учения Христова, суть Символа веры, который Отцами Вселенского Собора был сформирован и до нас донесен: «Я и Отец одно суть есть, аще кто знает Меня, знает и Отца». И вот эти слова, конечно же, переосмысленные, конечно же, по-иному сформированные, дают нам учение Церкви нашей. Спор, который возник в Никее, близь Константинополя, на 1-ом Вселенском Соборе был сложный и одновременно простой. Было размышление — Христос подобносущен Отцу или единосущен… И вот то, что донесли до нас, утвердили нам, заповедовали нам Отцы 1-ого Вселенского Собора: Христос Единосущен Отцу, Рожден, но не сотворен от начала, прежде сотворения мира. Сегодня мы читали слова Апостола Иоанна о том, что Христос так учил, так заповедовал, понимая, принимать Его в своих словах, переданных апостолами, и это одновременно перекликается еще с одной главой Евангелия — Христос, говоря об учении, сказал: «Ио́та еди́на, или́ еди́на черта́ не пре́йдетъ от зако́на, до́ндеже вся́ бу́дутъ». И вот разница в греческом написании, в греческом произношении «единосущен Отцу» и «подобносущен Отцу» заключается в единой букве «йота». Посмотрите, через сколько лет это произошло и исполнилось. Посмотрите, какой глубокий смысл, глубокое размышление в приятии Христа: единосущен Отцу — единое существо с Отцом или подобен Отцу. Потому-то и ныне мы, произнося Символ веры, торжественно знаменуем, исповедуем веру православную, мы веруем, что Христос Отцу Единосущен, что Он – Христос и Отец одно суть. Кто знает Христа — тот знает Отца, кто слышит Христа — тот слышит Отца. И ныне в храме Божием, молясь Богу, мы просили не только или не столько помощи в наших земных делах, но просили нам помощи, чтобы свет Божественной любви привел нас к истине, чтобы мы эту истину не потеряли на пути жизненных сомнений, жизненных трудностей, жизненных проблем. Ныне творили Божественную литургию и молились, чтобы всякий человек, прибывший в этот день в храм и исповедующий Христа Сыном Божиим рожденным, но не сотворенным, чтобы всякий человек — христианин суть — наследовал от Отца Царствие Небесное, и ни один из нас не погиб, но вошел в общение с Богом. Храни вас всех Господь!»