Искренне простить согрешающему против нас
23 августа 2020 г. позднюю Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского совершил настоятель прихода протоиерей Александр Здоренко.
После богослужения о. Александр обратился к прихожанам с пастырским словом: «Мы во время поста усиленно молимся, чтобы Господь простил грехи наши. Знаем, понимаем и сознаем, что нет ни единого из нас, кто бы греха ни коснулся, что зачастую, и не хотя грешить, вольно — невольно, ведомо — неведомо, но греховный грязи касаемся. И просим у Бога за нашу немощь — немощь телесную, немощь разума, немощь воли – прощение. Должно нам вспоминать и молитву Господню, в которой есть такие слова и отрезвляющее, и направляющие нас на правильное дело: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Сегодня, когда мы читали Евангелие апостола и евангелиста Матфея, мы слышали, почему, зачем должно нам просить оставление грехов наших, но прежде нам необходимо простить согрешающих против нас.
И вот каждый раз, когда мы просим милости, просим прощения, требуем от Бога простить грехи наши, вспомним сие Евангелие — что должно нам вначале отпустить и простить должником нашим. Ибо мы, имущие великие долги пред Господом Богом, зачастую гневаемся, обижаемся, имеем в глазах своих братьев и сестер прегрешения малые, но не желаем, не можем забыть их, простить, полюбить их. Лишь тогда прощение Божие коснется нашего сердца, лишь тогда мы получим отречение от грехов своих, если простим согрешающего против нас. Господь — судья праведный, милосердный. Господь судить будет наше сердце. Если в сердце нашем останется злоба, обида, ненависть, ропот, то милосердный Сердцеведец — наш Бог — не отпустит и не простит нас».
В одной из своих воскресных проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин) указывал на необходимость искреннего прощения. Отчего же в Царствии Небесном не находится места тому, кто не желает прощать своему ближнему его прегрешений? Очевидно, что несправедливо винить в этом Подателя всех благ Бога, поскольку «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Ин. 5:45). И нет воли Отца нашего Небесного на то, чтобы погиб хотя бы «один из малых сих» (Мф. 18:14). Но, как льду невозможно, пребывая в огне, оставаться льдом, так и зло, противясь Правде, не сможет жительствовать в чуждом ей мире чистоты, кротости и милости. А чтобы этот мир стал родным для души человека, необходимо искренним прощением изгнать из нее зло, обиды и всякую неправду. Глубокое осознание того, что мы «сами являемся неоплатными должниками Царя Небесного, должно умягчать наше сердце» и делать его скорым на христианское примирение с нашим ближним.