Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского была отслужена Божественная Литургия.
По заамвонной молитве было совершено великое освящение воды.
Проповедь отца Александра Здоренко:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Крещения Господня — с праздником Богоявления. Мы сегодня в Крещенский Сочельник уже служили службу, уже освящали великим чином воду и уже слышали те слова Евангелия, которые доносят до нас событие, совершившееся в момент Крещения Христа. Жил праведный человек — пророк Предтеча Христов Иоанн, и жил в пустыне. Жил так, чтобы ничто не возмущало его душу, имел богообщение в молитвах, но не имел человеческого общения. И глас был ему в пустыне о том, что надлежит ему призывать людей к крещению в Иордане — крещению покаяния, — чтобы люди, покаявшись в своих грехах, приходили к нему: омывал он их в водах Иорданских, и в новой жизни эти люди жили без греха. И слово об Иоанне Крестителе были известно по всему Израилю.
И вот в один из дней приходит к Иоанну пророку сам Господь наш Иисус Христос. Иоанн Креститель, видя спускающегося к Иордану Христа, говорит своим ученикам, которые были рядом с ним: «Се агнец Божий, вземлющий грехи мира. Я недостоин нести сапоги Его, развязать шнуры на сандалиях Его». Христос же, подходя к нему, говорит: «Крести Меня». Пророк не хочет возлагать на него свою руку, говорит Ему: «Это я должен у Тебя просить крещения». Но Христос и вразумляет, и останавливает поток его слов, и говорит: «Надлежит нам исполнить задуманное Богом Отцом». И возлагает Иоанн Креститель десную свою руку на Христа, окунает Его в водах Иордана. И голос с небес слышится: «Се Сын мой возлюбленный, о Нём Моё благоволение. Его слушайте». И в виде голубя на Иисуса Христа спускается Святой Дух. И до того дня если Христос жил просто в своей семье со своей Пречистой Матерью, жил человеческой жизнью, от того дня Он принял на Себя служение человеческому роду и миру – служение, призывающее человека не только к покаянию, о котором говорил Предтеча, но к новой жизни — заповедь новую даю вам: «Да любите друг друга». И о крещении Христос говорит: «Если кто не будет крещен водой и Духом, тот не войдёт в Царство Божье». В то время людям не надо было объяснять, что такое Царство Божье. Все люди понимали, что этот мир создан Богом, все люди знали, что земное бытие человеческое — оно временное, они ожидали в этот мир пришествие Спасителя мира. Но Христа в большинстве своём не увидели, не поняли, не услышали и Его слов не исполнили. Но это был путь, который Христос взял на себя нашего ради спасения, это был путь, который нам открывает врата рая.
И ныне мы, вспоминая, как Христос со смирением освящает собой воды иорданские, освящаем в эти дни свои воды, и эти святые воды — святую агиасму — в продолжение года используем для нашей помощи. Ту благодать, которую мы призываем, ту благодать, которую мы водосвятием получаем и освящаем дома, и освящаем свои вещи, и крапим себя, и умываемся, и испиваем в надежде, что Господь по нашей Вере в Христа, пришедшего в этот мир, по нашей Вере в любовь Божью к человеческому роду даст нам необходимое, полезное для нашего нынешнего земного бытия и для нашего спасения. Но при этом не должно нам склоняться к некому магизму, неким языческим ритуалам, к которым зачастую человек склонен в силу своей испорченной грехом природы: когда говорится о том, что в святой купели прощаются грехи человеческие. Да, прощаются в час крещения человека грехи его. Если же ты живёшь в грехах и не пользуешься таинством исповеди, не прибегаешь к покаянию церковному, в надежде лишь трижды окунувшись в крещенской купели, то заблуждаешься ты — человек! Омываются грехи человеческие в час его крещения, а дальше то, что дал Бог человеческому роду — таинство покаяния, таинство Евхаристии, таинство Соборования — тайны церковные, в которых человек принимает участие.
А что за обычай, когда идут и купаются в день Крещения Господнего в купели — это молодецкая удаль, своё такое внешнее почитание и любовь к Богу. Если ты это осознанно да на трезвую голову творишь — греха в этом нет, но должное понимание к этому должно быть у каждого христианина православного. Не простятся тебе грехи, если ты в них не покаялся, не простятся тебе грехи, если ты в них не исправился, не простятся тебе грехи, если ты в них не исповедался. Но при этом та благодать, которая даруется людям через освящение естества водного — эта благодать ниспосылает нам силы — силы на земную жизнь праведную. Потому-то просите у Бога, получайте от Бога, пользуйтесь даром Божьим — святой агиасмой, святой водой, которую в воспоминание Крещения Господня мы освящаем в храмах православных.