Богослужения в 25-ю неделю по Пятидесятнице
29 ноября/12 декабря (нов.ст.), Неделя 25-я по Пятидесятнице,
Рождественский пост, в храмах прихода святого праведного Иоанна Кронштадтского были совершены богослужения.
Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост
С нынешнего дня начинается святой пост, Церковью Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, – в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, напр., пост святые четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. – Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Наступивший пост точно легче «Великого» и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи. – Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник же и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.
Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провесть его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, – освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением Церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием тела и крови Христовых. – Смотрите, как говорят о нем святые отцы! – Один говорит (Дни Богослужения, ч. 2, стр. 33, Симеон Солунский – в ответах на вопросы): «пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово – не на камнях начертанное, по от Девы воплотившееся и родившееся, – и приобщаемся Его Божественной плоти». – Другой учит (Лев. вел. бес. ХСII): «хранение воздержания запечатлено у нас 4-мя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда должно стараться нам – постом и милостынею истреблять грех, который бренностью плоти и нечистотою пожеланий приумножается». Вот как рассуждают Богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! – Примем же к сердцу внушение, – столько нам благопотребное и спасительное. Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета – очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты, – нередко и против воли их, – И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие: так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви уставила посты, – все четыре, – с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, в отдых тем, кои утомлены многозаботливостию житейскою, в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбою или падением. Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою небесною пищею, – и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись пути пустынного, пока достигнешь высокого Синая – праздника Рождества – для восприятий ощущений Бога, к нам приближающегося, но мере труда твоего и степени приготовления.
Или, что я обращаюсь к ревностному и бодренному? – Горящие духом ревнители Христианского жития – сами, – без напоминания, – и попостятся, и долг Христианский в пост исполнят, как должно. – Но что сказать вам, больные изнеженностью, страшащиеся за здоровье от перемены блюда, модничающие независимостью и разорванием всех уз, налагаемых отеческими обычаями, возносящиеся выше облак и охочие – недальнозорко –указывать Вышнему в Его исправительных законоположениях и уставах несообразности с природою, вами же испорченною? – Сказал бы вам одно: «пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте» (Мф.11:17). – Но в чаянии и еще остепенить борзость неудержимой мысли вашей и вашего своенравия, приведу вам на память яблоко райское, красное на вид и приятное на вкус, сгубившее и губящее род наш, – чечевицу, лишившую чревоугодливого первородства, – мяса, пустыню наполнившие гробами похотений, – небольшую часть меда, отнявшую победу и готовившую смерть сыну царя, – тот пир, в котором свыше дана надпись: мани, факел, фарес, тогда же исполнившаяся, – и этого юношу, изъядшего вся, и желавшего потом насытиться от рожец, яже ядяху свинья, – и богача, по вся дни светло веселившегося, а – там – искавшего капли воды, чтоб устудить язык и не получившего, – напомню все сии пагубные следствия непощения и невоздержания, – чтоб приложить к сему: имеете разум, – учитесь же. И «не будете яко конь и меск, имже несть разума» (Пс.31:9), – кои браздою и уздами челюсти востягивают, когда они упорствуют и не покоряются. – У этих кормило – узда; а у разумных – разум.
Но есть разум кривотолкливый: не его я разумею; а разум здравый, меру свою знающий, не взимающийся на разум Божий, а ему покорствующий и волю свою смиренно под его иго подклоняющий. Его восставьте в себе и силу ему дайте. И он научит вас – не отказываться от того, что Бог законоположил устами церкви; а, напротив, – сил не щадить в засвидетельствование своего послушного ей сыновства; – научит не слушать опасливых за здоровье внушений, – указывая не в посте, а в непощении – источник нездоровья тела и расслабления души; – презирать неодобрительные возгласы сторонних, уверяя, что кто худо скажет о посте и постящемся, тот этим самым хуже скажет о себе, нежели о них; – не видеть и ныне безвременности в строгом исполнении уставов святой Церкви, уясняя, что скорее они безвременны были тогда, как в первый раз вводимы были и еще не видели исполнителей, нежели ныне среди такого их множества; – прогонять робкие помышления о недостижении той меры поста, на коей он бывает спасителен, представляя, что, когда подобострастные нам постники – Моисей, Илия, Иоанн Предтеча, – в славе ныне почивающие, только еще полагали путь пощению, – достижение высших его степеней было затруднительнее, нежели ныне, после стольких светлых примеров и опытов благоуспешных; – отстранять льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным пощением, внушая, что скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного; – видеть в истощения плоти меру обновления духа, и в степенях постничества – лествицу духовного восхождения, которой верхний конец утверждается на небе. –
Такими и подобными помышлениями ограждаясь, мы дадим благому намерению послушания Церкви силу прорасти, окрепнуть и принести плод – дела покаяния и достойного прохождения предлежащего поста, – в славу Господа, воплощением нашего ради спасения Себя истощившего, – Которому и помолимся – луч света от рождества Своего, как звезду, на нас испустить, и тем, осветив примрачность поста, веселым и обрадованным шествием привести к Вифлеемским яслям, – и тогда сподобить нас со Ангелами радостно воспеть: Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение. Аминь.
Святитель Феофан Затворник.