Рождественское послание епископа Тольяттинского и Жигулёвского НЕСТОРА
клиру, монашествующим и всем верным чадам Тольяттинской епархии Самарской митрополии Русской Православной Церкви
Всечестные пастыри и диаконы,монашествующие и миряне, дорогие братья и сёстры!
Поздравляю вас с Рождеством Христовым! Этот праздник появился в нашей Церкви в начале христианской эры. О рождении Бога по плоти писали великие мыслители, такие как святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Явление Сына Божьего в нашем мире вносит совершенно другое, нежели в язычестве, представление о Творце Вселенной. Христос открывает нам Бога так, как никогда не мыслил о Нём человек, расширяет наше познание о видимом и невидимом мире, приобщает к божественной истине.
Апостол Павел приоткрывает завесу, зачем Бог это делает. Он, обращаясь к ефесским ученикам, сказал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4-7).
Во-первых, Бог любит нас, Своё создание. Значит, Он не равнодушен ко Вселенной. Он – Существо нравственное, сотворившее нас по Своему образу и подобию, наделившее нас бессмертием духа и совестью, чтобы мы могли отделять добро от зла. Он не бросил нас одних бороться и погибать под дьявольским насилием, не отвернулся от Своего создания, но, сопереживая страданиям и греховным болезням, находит способ исцелить человека, освободить его от греха, вернуть к Божественному свету и святости через Бога Сына, рождение Которого по плоти мы сегодня празднуем. Собственно, Рождество Христово – это и есть начало исключительного пути, которым прошёл Господь, чтобы спасти нас. Из-за любви и милосердия «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы… нам получить усыновление» (Гал. 4, 4-5), обрести «жизнь через Него» (1 Ин. 4, 9).
Во-вторых, обратите внимание, апостол указывает, что не собственной, внутренней, силой мы избавились от греха, от дьявольского рабства. Опыт человеческой истории наглядно говорит, что самостоятельно ни от болезней и смерти, как следствия греха, ни от войн и убийств, ни от злобы и ненависти человечество так и не смогло избавиться. А вот «во Христе Иисусе» это стало возможным, и опыт христианской святости – тому яркое подтверждение. И, вообще, как это точно звучит: «во Христе Иисусе»! Небесный Отец принимает нас, потому что возлюбленный Его Сын взял на Себя грехи мира; оживотворяет, преображает нас, потому что «оживотворяет со Христом»; и воскресил нас, «посадил на небесах во Христе Иисусе»; и о будущем не забыл, ибо откроет нам «преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». Всё это совершается благодаря Сыну Божьему Единородному. Христос как большая могучая птица, под своими крыльями собирающая птенцов и согревающая их теплотой сердца. Не так ли обратился Спаситель к народу незадолго до Своих страданий: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 37) Да, те законники и фарисеи не захотели, но христиане захотели и приняли благовестие Христово, приняли веру в Него как в Сына Божьего, открывшего нам Небесного Отца и Святого Духа. Так Бог открыл нам Себя и подтвердил это не только чудесами, но и жертвенной любовью – страданиями и Воскресением.
Премудро ведёт людей Господь ко спасению. Всё в наших руках, «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2, 11-14). Вот хороший дар от наших сердец родившемуся в Вифлееме Богомладенцу – очистим сердца от злобы, перестанем быть послушными рабами дьяволу и его лжи, научимся противостоять искушениям, будем бороться с «мирскими похотями», потому как «не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13, 9). Освободимся от греховных зависимостей, станем свободными во Христе Иисусе, потому что «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает нас «от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2). Если Бог пришёл, чтобы обновить нас, так обновимся; воплотился ради нас – значит, нам надо облечься в Духа Святого, совлёкшись греха; протянул руку помощи – значит, и нам надо протянуть руку ближнему через дела милосердия; дал заповеди для спасения – так исполним их и почувствуем счастье, свободу, дыхание вечной жизни, неизреченную радость от приобщения к Божьей благодати. Дьявол долго держал человека в рабстве. Сын Божий вернул нам свободу. Но свобода – оружие, острое с обеих сторон. Она может погубить нас, но она же, употребляемая правильно, может спасти нас. Изберём путь жизни со Христом и во Христе!
Заканчиваю послание словами предвестника Божьей благодати – пророка Осии. Этот замечательный святой древности не только предсказал возвращение Сына Божиего из Египта (Ос. 11, 1), но и Его тридневное Воскресение (Ос. 6, 1; 13, 4). Слова пророка Осии, написанные за сотни лет до Христова Рождества, актуальны и сегодня: «Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6, 3).
Светлая рождественская радость и спасительная благодать Святого Духа да будут со всеми вами!
+НЕСТОР
ЕПИСКОП ТОЛЬЯТТИНСКИЙ И ЖИГУЛЁВСКИЙ
Град Тольятти
Рождество Христово, 2023 год