По вере вашей да будет вам
В воскресенье, 15 марта 2020 г., в приходе Иоанна Кронштадтского состоялась очередная встреча молодых людей молодежного объединения прихода с настоятелем протоиереем Александром Здоренко.
Батюшка побеседовал с молодежью о сути полемики Григория Паламы с противниками его учения. Суть проблемы состоит в том, что «рациональное мышление человека стало вступать в конфликт с практикой духовной жизни. Нужны ли абсолютные знания для того, чтобы понять Бога? Нет. Для того, чтобы узреть Бога, нужны вера и чистое сердце».
Участники беседы вспомнили жизнь апостола Павла, который один из немногих апостолов, еще до крещения во Христа, закончил философскую школу. А узрел Бога апостол Павел только тогда, когда Бог соизволил ему Себя открыть. Он шел в Дамаск истязать христиан, а Бог обратился к нему: «Савл, Савл! Доколе гнать Меня будешь?»
Также в качестве примера была приведена евангельская история о расслабленном. Здесь рациональное мышление фарисеев о том, что нельзя по закону исцелять в субботу, противопоставлено искренней вере друзей расслабленного, которые даже кровлю разобрали, потому что верили, что Христос может помочь болящему.
Вера в первую очередь определяет в человеке возможность богообщения: «По вере вашей да будет вам!».
Вторая часть беседы была посвящена Дню православной книги, который отмечается 14 марта. Молодые люди задались вопросом: возможно ли наше спасение без знаний? «Писание бесценно для нашего спасения. Без книги, как формы сохранения знаний и духовного опыта, мы бы никогда ничего не познали, в том числе, и Бога.
Форму переноса нашего разговора на бумагу дали нам святители Кирилл и Мефодий. Слово, форму звучания звуков, они переложили на буквы. Оказалось: то, что я хочу сказать, можно написать; а в другом городе через сколько-то лет можно это прочитать и понять. Если я сегодня осознал и оставил свой опыт в письменном изложении, то завтра-послезавтра или через 100 лет мой опыт может быть востребованным.
А когда в книге передается опыт духовный, когда тебе не нужно проходить то, что за тебя уже тысячи людей прошли — тогда и твоя духовная жизнь имеет другое измерение, другую скорость. Вот почему духовная книга, православная книга для нас абсолютно необходима».
Ребята вместе с отцом Александром с интересом рассматривали старинные духовные книги и даже пробовали читать Псалтирь на церковно-славянском языке, изданный в XVIII веке.
По мнению отца Александра: «Красота церковно-славянского языка заключается в том, что современный человек, читая то, что оставили нам наши далекие предки, понимает написанное. Ценность церковно-славянского языка еще состоит и в том, что все славянские народы на нем молятся. И это создает определенную общность, историческую преемственность. Если бы мы на протяжении 20 лет молились на чисто русском языке, смогли бы мы сегодня эту книгу прочитать? У нас появилась бы определенная преграда между восприятием молитв — нашими предками и нами. При этом проблема непонимания, неприятия богослужения заключается не в церковно-славянском языке, а в отсутствии знаний библейской истории и богословия. Все сегодня доступно. Только изучайте».