Церковь в России испокон веков была не только обществом верующих, но и частью нашей национальной культуры, истории нашей страны, на протяжении столетий она укрепляла не только религиозное, но и национальное самосознание русского народа. Именно поэтому Русская Православная церковь была подвергнута жесточайшим гонениям в XX веке, но, несмотря ни на что, выстояла.
В настоящее время мы являемся свидетелями настоящего православного возрождения России и нашего города Тольятти. Православная вера, как и столетия назад, начинает служить для большинства горожан тем нравственным ориентиром, по которому они стараются сверять свою жизнь.
Активное церковное храмостроительство, просветительская деятельность духовенства и верующих — все это позволяет надеяться на то, что город Тольятти со временем будет достоин обрести свое прежнее имя города Ставрополя (города Святого Креста).
Вадим Николаевич Якунин, доктор исторических наук, профессор
Краткие очерки автора об истории православия и храмостроительства г.Ставрополя (ныне Тольятти) со дня его основания до настоящего времени представлены на сайте в исторической хронологии. В публикациях анализируется церковная история Ставрополя-Тольятти, а также возрождение религиозной жизни в современный период.
У истоков православия г. Ставрополя-на-Волге (1738-1809 гг.)
Храмы в провинциальном Ставрополе, как и в любом российском поселении, были тем, что составляло раньше жизнь человека — здесь крестили, венчали, отпевали и совершали торжественные выходы по праздникам.
С самого начала город Ставрополь задумывался как центр принявших Православие и переселившихся в наши края калмыков. Однако впоследствии оказалось, что политика правительства в отношении перевода калмыков на оседлый образ жизни не удалась, слишком глубоки были традиции и привычки кочевников. В 1842 году калмыки были переселены в оренбургские степи.
Поскольку одной из целей основания города было упрочение и распространение христианства среди калмыков, ему решили дать название Ставрополь, в переводе с древнегреческого Город Святого Креста. Это название осталось за городом до 1964 года.
В конце лета 1738 года Ставрополь уже имел вид небольшой крепости. Храм во имя Святой Троицы начал возводиться почти сразу же после основания города.
К концу лета 1738 года в Ставрополь прибыли переселенцы из крещеных калмыков и раскинули свои 700 кибиток в лесу, близ берега Волги, за несколько верст от города. Они привезли походную Воскресенскую церковь, предназначенную для перевозки из одного улуса в другой. В сентябре 1738 года эта церковь была установлена близ строящегося Троицкого собора.
Первоначально церковное строительство в Ставрополе и его окрестностях возглавлял архимандрит Никодим (Ленкевич). Ему был поручен перевод на калмыцкий язык символа веры, Нового Завета, 10 заповедей и молитв.
В.Н.Татищев, сообщая Коллегии иностранных дел об освящении храма, просил открыть при нем полный штат духовенства, знающего калмыцкий язык. В 1740 г. Святейший Синод во главе ставропольского духовенства поставил знающего калмыцкий язык протоиерея Андрея Чубовского, ставшего настоятелем Троицкого собора. Служба в соборе шла только летом, поскольку он не отапливался. В зимнее время служили в зимнем приделе, называемом Андреевской церковью.
Протоиерей Андрей Чубовский открыл калмыцко-русское училище для обучения калмыцких детей закону Божиему, русскому языку, математике и правописанию, в нем обучалось более 50 детей. Сенат разрешил совместное обучение калмыцких детей и детей русских священнослужителей, чтобы последние могли занимать места священников в калмыцких слободах.
Помимо Троицкого собора с придельной Андреевской церковью, в Ставрополе долгие годы функционировали еще 2 церкви: во имя Успения Божией Матери и во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Уже в 1739 году у Ставрополя появились русские служилые люди, преимущественно бывшие солдаты. Они избрали местом своего поселения местность к востоку от крепости. Вскоре там возникла целая слобода, названная Солдатской. Едва только ставропольские слобожане устроили свой быт, они сразу же, в 1743 году, обратились к Казанскому епархиальному начальству с просьбой разрешить им построить храм во имя Успения Божией Матери. Церковь была сооружена из дерева уже в следующем 1744 году и тогда же освящена.
Кроме Солдатской, в городе была еще и Купеческая слобода. В 1741 году купцы решили построить свой храм, тем более, что правительство обещало им помощь строительным материалом и деньгами. В 1742 году состоялась торжественная закладка храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже в 1744 году этот храм был построен и освящен. В 1809 году Рождественская церковь была закрыта и разобрана, как излишняя
Стараниями протоиерея Андрея Чубовского на городском кладбище были построены еще одна церковь и часовня. Церковь сделали теплой и освятили во имя Воскресения Христова.
Через несколько лет после основания Ставрополя протоиерей Андрей образовал в нём духовное правление, в состав которого, кроме него самого, вошли два соборных священника и два подьячих. Вскоре после этого протоиерей Андрей Чубовский стал благочинным г. Ставрополя и калмыцких приходов. Он правил всеми духовными делами, к его голосу всегда прислушивались городские власти. Умер протоиерей Андрей Чубовский 26 марта 1780 года.
Православие г. Ставрополя в ХIХ веке
Перенесение и возведение Троицкого собора (1809-1842 гг.)
В последнюю четверть XVIII века Волга стала менять свое русло и весной все больше и больше устремлялась в Кунью Воложку, которая впадала в Волгу и на которой, собственно, и стоял город. Песчаный городской берег все больше подмывался весенними водами. Городские власти энергично укрепляли берег, забивая в него толстые сваи, но они не спасали положение. Берег вместе со сваями размывался, и это создавало угрозу городу. Было необходимо перенести часть городских строений на новое место, подальше от берега.
В 1809 году Троицкий собор вместе с зимней Андреевской и Рождественской церквами были разобраны и перевезены на новое место, на котором в 1813 году построили, а в 1815 году освятили новый Троицкий собор, вмещающий до 800 человек. Андреевскую и Рождественскую церкви закрыли, как излишние.
7 сентября 1824 года Ставрополь посетил император Александр I. Архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий спешно прислал из Симбирска священника «для наставления духовенства, как встречать государя, и что и как петь, и даже как звонить». Из окрестных сел собрали лучших священников и причетников. Все ставропольское население встречало государя на берегу Волги. Впереди с хлебом-солью стоял городской голова купец Тимофей Пантелеев. Приняв от него хлеб-соль, Александр направился в ставропольский собор, где его с крестом встретил протоиерей Матвей Леонтьевич Вознесенский, много лет прослуживший полковым священником в Уфимском мушкетерском полку. Протоиерей с гордостью показал императору новый Троицкий собор. После собора император Александр I направился осмотреть калмыцкое казачье войско.
Новый собор имел форму креста и был каменный, высотой 31 метр. Рядом с ним в 1842 году построили колокольню высотой 55 метров по проекту симбирского архитектора Лизогуба. В ней устроили теплую церковь во имя святителя и чудотворца Николая вместимостью до 1000 человек, где установили иконостас из походной церкви, некогда подаренной Петром Первым калмыцкому войску.
Дважды Троицкий храм подвергался сильнейшим пожарам. Первый раз − 27 августа 1851 года, а вторично − 25 января 1877 года, когда практически все выгорело. Несмотря на ужасные последствия пожаров, храм при помощи прихожан систематически благоустраивался, приобретая все лучший вид.
При Троицком соборе с 1897 года действовала школа, на ее содержание казна ежегодно выделяла 3750 рублей. Школа размещалась в собственном здании, в ней училось 135 девочек, 45 из которых проживали в общежитии. Библиотека школы состояла из 1250 книг.
Помимо метрических книг, фиксировавших акты гражданского состояния жителей города и уезда, в Троицком соборе велась ежедневная летопись жизни города. Подобные церковные летописи составлялись в самых крупных храмах уезда. До нас исторические летописи Ставрополя не дошли, так как в 1918 году архивы церквей города были изъяты и уничтожены ОГПУ.
Святыни и священнослужители Троицкого собора г. Ставрополя.
Особо почитаемой иконой была икона Казанской Божией Матери. Эту икону написали для собора в 1750 году братья Кособрюховы, солдаты второго батальона Нижегородского пехотного полка, бывшего в то время частью Ставропольского гарнизона. В 1881 году отставной полковник А. Д. Сошальский подарил храму древнюю икону, которая, по преданию, хранилась в его семье около 300 лет.
В иконостасе собора находился золотой крест, внутри которого заключалась часть древа Креста Господня и части святых мощей: святого апостола Андрея Первозванного, бессребреников Космы и Дамиана, мученика Мардария, Варсонофия Казанского и Георгия Победоносца. Библиотека Троицкого собора насчитывала свыше 200 томов книг духовного содержания, а также церковную периодику.
Авторитет храма, отношение к нему общества во многом определяли его клирики. В дореволюционное время ставропольские священники заметно выделялись среди жителей своей образованностью, воспитанием, подвижничеством. Это прежде всего настоятели Троицкого собора, протоиереи: Андрей Иванович Чубовский, Даниил Иванович Кандалинский, Андрей Васильевич Первицкий, Михаил Иванович Усольский, Матвей Леонтьевич Вознесенский, Корнилий Алексеевич Ястребов, Арсений Васильевич Жданов, Иоанн Стефанович Помряскинский, Яков Филиппович Головцев, Н. Богоявленский и другие.
Из ставропольских священников Владимир Николаевич Троицкий и Виктор Иванович Введенский были потомственными почётными гражданами, Алексей Фёдорович Рождественский, его сын Иван Алексеевич Рождественский, а также Пётр Благовещенский получили звание личных почётных граждан. Иоанн Степанович Помряскинский избирался гласным Ставропольской городской Думы.
В первой трети XX века, собор был обнесен высокой металлической изгородью, за которой находились захоронения священнослужителей и именитых людей Ставрополя.
Успенский храм г. Ставрополя
Деревянная Успенская церковь была сооружена из дерева в 1744 году и тогда же освящена. В 20-х годах XIX века она сгорела во время пожара. На ее месте в 1827 году был на ул. Посадской, недалеко от набережной, на «красном» месте – высоком и людном, был возведен новый каменный храм, тоже Успенский. Деньги на его сооружение собрали прихожане. Успенская церковь могла вместить 1500 человек. Шириной она была 14 метров, а высотой – вместе с куполом и крестом – 23,5 метра.
Особым усердием в Успенском храме отличался церковный староста Василий Иванович Климушин, известный ставропольский купец и благотворитель, жертвовавший деньги на украшение храма и на приобретение церковной утвари.
В 1872 году при Успенском храме было открыто церковно-приходское попечительство, куда вошло 20 человек. Попечительством только в 1906 году было собрано 460 рублей, из них 410 рублей пошло на благотворительные цели.
Часовни г. Ставрополя (70-е годы XIX века)
При ставропольской больнице в конце 70-х годов XIX века была построена часовня для умерших. При ставропольской городской тюрьме существовал молитвенный дом, где по праздничным дням клириками Троицкого собора совершалось богослужение.
Рядом с Успенской церковью находился сиропитательный дом для взрослых имени Венедикта Семеновича Розлача, в нем располагалась часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Высочайшие визиты православного духовенства в г.Ставрополь (90-е годы XIX века)
С 1851 года, когда была образована Самарская губерния, в ней учредили самостоятельную архиерейскую кафедру. Она стала именоваться Самарской и Ставропольской. С этого времени визиты правящих архиереев в Ставрополь стали более частыми и регулярными.
Несколько раз посещал Ставрополь-на-Волге в бытность свою правящим архиереем Самарской епархии в 1891-1892 годах епископ Владимир (Богоявленский), позже причисленный к лику святых.
В июле 1894 года Ставрополь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908), протоиерей и настоятель Андреевского кафедрального собора в Кронштадте. Отец Иоанн обладал даром прозорливости, по его молитвам исцелялись сотни безнадежно больных людей.
Существует легенда о том, что после отслуженного в соборе молебна отец Иоанн беседовал с прихожанами. В разговоре кто-то из слушателей поинтересовался его мнением о Ставрополе. Иоанн Кронштадтский ответил: «Городок ваш хороший, но он будет затоплен водой». Такое предсказание так удивило ставропольчан, что оно передавалось из поколения в поколение.
Во время пребывания в Ставрополе отец Иоанн при¬нимал денеж¬ные пожертвования на благотворительные цели. На заседании городской Думы настоятель Троицкого храма протоиерей Н. Богоявленский доложил, что отец Иоанн Кронштадтский «пожертвовал всю образовавшуюся сумму от добровольных пожертвований на постройку в городе здания для женской церковно-приходской школы». От себя протоиерей предложил построенную школу назвать именем Иоанна Кронштадтского.
Городская Дума с благодарностью приняла подобный дар, но в выполнении пожелания отца Иоанна пошла дальше. У городской Думы имелись две тысячи рублей, выделенные правительством на постройку школьного здания. Сюда добавили пожертвованные отцом Иоанном средства, стали потом собирать еще деньги. Интеллигенция устраивала спектакли, сбор от которых перечислялся в фонд строительства гимназии. Обратились к властям Бузулука, Бугуруслана, Бугульмы, Чистополя, так как там строили аналогичные здания. В конце концов Городская Дума взяла кредит в пять тысяч рублей и 13 июля 1900 года торжественно заложила двухэтажное каменное здание женской прогимназии. Через год построили, но имя Иоанна Кронштадтского ей так и не присвоили. В советское время в здании бывшей женской гимназии располагалась школа N 1.
Таким образом, церковная жизнь в дореволюционном Ставрополе была насыщенной, по-своему интересной, в ней принимали участие, за малым исключением, почти все городские жители. Для ставропольчан, не знавших величественных монументов, музеев, домов и дворцов культуры, создающихся в наше время, собор был и местом для молитв, и местом для общения, и городским центром духовности и культуры.
История православия г. Ставрополя после Октябрьской революции 1917 года
После октябрьской революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную церковь. В феврале 1918 года был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Несмотря на провозглашенный в декрете принцип свободы совести, предпочтение в нашей стране было отдано воинственно-атеистической идеологии.
Согласно декрету, все капиталы церквей подлежали национализации, религиозные общества лишались прав юридического лица. Отдельным членам этих обществ предоставлялось право устраивать только складчины на приобретение для церковных целей имущества.
Для практического проведения в жизнь этого декрета на местах создавались специальные комиссии. Впоследствии все дела, связанные с религиозными организациями, перешли в ведение секретаря райисполкома (затем горисполкома).
Практически отделение Церкви от государства в Ставрополе и его селах происходило следующим образом. Священники были обязаны составить подробную опись всего имущества, находящегося в храме. После сверки имущества назначалось общее собрание верующих, на котором представитель ставропольского уездного исполнительного комитета зачитывал декрет об отделении Церкви от государства и от имени советской власти передавал весь храм со всем имуществом в бесплатное пользование религиозного общества. Затем представитель ставропольского уездного исполкома и верующие подписывали договор. В нем говорилось: «Храмами и всеми находящимися в них богослужебными предметами обязуемся мы пользоваться и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей».
История православия г. Ставрополя в период голода (1921-23гг).
В 1921 году наш край оказался в эпицентре ситуации голода в России Патриарх Тихон обратился тогда к верующим с призывом помочь голодающим. Призыв Церкви был услышан: православные христиане сдавали в фонд помощи голодающим не только деньги, но и находящиеся в храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления.
И в это же самое время В. И. Ленин призвал «именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». На местах были созданы комиссии по изъятию церковных ценностей.
В апреле 1923 года такая комиссия была создана и в Ставрополе. И хотя по инструкции должны были изыматься только лишние предметы, фактически изымалось все: антиминсы, дарохранительницы, кадила, потиры, дискосы, брачные венцы, шитые воздухи, фелони, подризники, плащаницы и др. Комиссия не изъяла только иконы и книги. Таким образом, в церквях Ставропольского района было изъято 9 пудов серебряной церковной утвари. Священники, сопротивлявшиеся изъятию, были арестованы.
Антирелигиозная пропаганда в г. Ставрополе в период коллективизации (20-30 годы ХХ века)
В связи с коллективизацией, широкое распространение получило антирелигиозное движение за снятие церковных колоколов. Оно проходило под лозунгами: «Заменим колокольный звон шумом машин!», «Построим из церковных колоколов безбожную тракторную колонну!» В образованный Всесоюзный фонд тракторизации стали снимать колокола с церквей и зачислять их стоимость в этот фонд. Оставили во всех церквах Ставропольского района только по одному колоколу «для нужд пожарной охраны».
Чтобы ослабить влияние церкви на население в религиозные праздники, комсомольцы и молодежь старались проводить в эти дни свои атеистические мероприятия. Широкое распространение получили тогда «комсомольские пасхи», «комсомольское рождество». В Ставрополе «комсомольское рождество» впервые проводилось 19 января 1923 года. Накануне, 7 и 8 января, в ячейках прошли комсомольские собрания, на которых ставились доклады: «Возникновение религии», «Нужна ли нам вера в бога?»
Среди других антирелигиозных мероприятий, проводившихся в Ставрополе в 20-30 годы, следует отметить инсценировки, различные игрища, устраиваемые комсомольцами. Встречались случаи, когда во время пасхальной службы, когда совершался ход вокруг храма, молодежь устраивала «шумовой оркестр». Всё больший размах в эти годы приобретала атеистическая пропаганда. Передовым отрядом тех, кто требовал разру¬шения церквей, стал Союз воинствующих безбожников. При Ставропольском уездном отделе народного образования было зарегистрировано отделение этого союза.
Гонения на ставропольское священство (20-30 гг. ХХ века)
Вместе с антирелигиозным, атеистическим наступлением, Церковь подвергалась жестоким административным гонениям. Ставропольский райисполком, в соответствии с инструкцией ВЦИК, сначала лишил всех священнослужителей избирательных прав, а затем приравнял их к категории кулаков. Таким образом, тяжесть раскулачивания задела служителей Церкви в первую очередь. Лишенные избирательных прав пытались жаловаться, но в большинстве случаев безуспешно.
Начиная с 1923 года, по Ставрополю прокатилась волна арестов православного духовенства. В 1929 году был арестован, осужден и сослан на 3 года в лагерь по статье 58-10 протоиерей Александр Андреевич Введенский. Свой срок он отбывал в г. Енисейске Красноярского края. Освобожденный в 1932 году, отец Александр умер в следующем, 1933 году.
В 1923-1937 гг. неоднократно арестовывался священник Федор Федорович Григорьев. Аресту подверглись еще несколько ставропольских священнослужителей: протоиерей Дмитрий Алексеевич Терпигорьев, священник Владимир Александрович Никольский, священник Александр Петрович Некрасов, диакон Константин Вячеславович Полянцев. Все они были расстреляны. Впоследствии все эти священнослужители были реабилитированы.
В 1930 в г. Ставрополь было переведено управление Волгострой и открыт лагерь Самарлага для проведения работ по очистке дна будущего водохранилища и переноса населенных пунктов на новые строительные площадки. В числе многих в лагерь Самарлага попадали и священники, которые, как и другие заключенные, умирали от непосильной работы и лишений.
Закрытие и осквернение храмов г.Ставрополя (1930-1936 гг.)
Троицкий собор в г.Ставрополе был закрыт постановлением Президиума Куйбышевского облисполкома от 15 ноября 1936 года. Оно было утверждено решением Президиума Верховного Совета РСФСР 27 января 1939 года. Церковный совет от имени 500 верующих города Ставрополя обратился с просьбой об отмене решения, но получил отрицательный ответ. В результате в Троицком соборе на несколько лет было устроено зернохранилище.
Успенскую церковь закрыли в 1930 году, превратив в Дом культуры, а церковное имущество конфисковали. По иронии судьбы здесь в 1951 году состоялся первый сход ставропольчан, посвящённый переносу города на новое место.
Никольский храм постигла та же участь. Когда в церквах перестали совершаться службы, местная жительница Пелагея Булыгина стала собирать верующих в каком-либо доме и служить за священника всенощную и часы. Это было весьма распространенным явлением в те годы.
В начале 30-х годов власти установили категорический запрет на все крестные ходы, соборование больных и умирающих на дому. Так, 3 апреля 1931 года было запрещено пасхальное богослужение в Ставрополе под предлогом опасности «стать очагом распространения кори, скарлатины, сифилиса и гриппа». А 29 апреля с той же аргументацией ставропольские власти запретили крестный ход.
История православия г. Ставрополя (50-70 годы ХХ века)
Разрушение и затопление церквей г. Ставрополя (1955 г. )
В связи с образованием Куйбышевского водохранилища, город Ставрополь попадал в зону затопления и поэтому должен был быть перенесен на новое место. В 1955 году, когда завершали подготов¬ку ложа под затопление, их приказали ра-зобрать. Но кладка Троицкого собора была настолько прочная, что кирпич крошился, а швы не разбивались. Несколько месяцев разбирали, потом пустили в ход взрывчатку. Успенскую церковь также разобрали. После того, как с таким трудом разобрали летнюю церковь, т.е. собственно Троицкий собор, зимнюю, устроенную в колокольне, взорвали.
Строительство Богородично-Казанского молитвенного дома
Перед затоплением Ставрополя местные власти, уступая просьбам церковной общины Троицкого собора, выделили участочек земли под строительство молитвенного дома. Его собрали из 2-х обычных срубовых домов, перенесённых из затопляемой зоны и освятили 14 февраля 1955 года во имя Казанской иконы Божией Матери. Его настоятель протоиерей Георгий Никитин постарался спасти и перенести из прежнего храма все, что было возможно: богослужебные предметы, иконы, церковную утварь. В таком небольшом помещении верующим было тесно, так как в воскресные дни его посещало до 300 человек, в церковные праздники эта цифра удваивалась и даже утраивалась, на Пасху в церковь приходило до 3000 верующих. В 60-70-е гг. церковь посещали в будние дни от 20 до 50 человек, в 1984 году более 200. В праздники войти в церковь было практически невозможно.
В 1960 году настоятелем Богородично-Казанской церкви стал протоиерей Виктор Утехин. Кроме него, в церкви служил ещё один священник и псаломщик, в церковном хоре пело 18 человек, всего в церкви работало 29 человек. Иногда ставропольские священники должны были выезжать в близлежащие сёла, где не было церквей, чтобы совершить церковные требы, напутствовать в последний раз Святым причастием безнадёжно больных людей. В 1968 г. была возведена каменная колокольня, и Богородично-Казанский молитвенный дом внешне стал похож на церковь.
Вторая волна антирелигиозной пропаганды (60-70 годы ХХ века)
Начало 60-х годов ознаменовалось усилением антирелигиозной пропаганды в СССР. У ворот церковной ограды Богородично-Казанского молитвенного дома комсомольцы по воскресным и праздничным дням выставляли пост и останавливали подростков и матерей с детьми, не пропуская их на богослужение, отговаривали желающих совершить таинство крещения. Все это было составной частью антирелигиозной пропаганды, поддерживавшейся государством.
Церковная бухгалтерия в те годы была вынуждена сдавать в государственные органы сведения о крестинах, венчании, отпевании людей. Финансы церкви регулярно проверял горфинотдел. Духовенство облагалось высокими налогами, достигавшими 50% от зарплаты.
Возрождение православной жизни г. Тольятти (Ставрополя) в конце ХХ века
Долгие годы православные богослужения в г. Тольятти проходили в единственном приходе: Богородично-Казанском молитвенном доме. Верующим в старом молитвенном доме к этому времени было тесно, да и небезопасно: стены почти разваливались.
В 1985 году на месте Богородично-Казанского молитвенного дома был построен храм, главный престол которого освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Строительство храма продолжалось несколько месяцев. С 1981 года до настоящего времени настоятелем Богородично-Казанского храма является протоиерей Николай Манихин.
В конце 80-х гг. в связи с юбилейными торжествами, посвящёнными 1000-летию Христианства, расширилась внебогослужебная деятельность церкви. Хор Богородично-Казанского храма несколько раз выступал с концертами церковной музыки в благотворительных целях в ДК «Юбилейный».
12 декабря 1985 года Богородично-Казанский храм г.Тольятти посетил митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий, ставший впоследствии патриархом Московским и всея Руси. После посещения храма митрополит Алексий в сопровождении секретаря горисполкома М. А. Попова, отвечавшего в те годы за религиозные вопросы, отправились на ВАЗ, где познакомился с работой главного конвейера. В своих одеждах священнослужители произвели переполох на конвейере, где работающие во вторую смену рабочие, в основном женщины, чуть не побросали работу, увидев непривычное для советского человека зрелище.
В 1990 году началась реконструкция Богородично-Казанского храма. В первую очередь возвели величественную колокольню. После укрепления фундамента храма он в 1996 году был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов. Сегодня Богородично-Казанская церковь включает в себя храм с колокольней, двухэтажное административное здание, крестильный храм и трехэтажное здание Знаменской богадельни с торговым залом, гаражами и другими службами: библиотекой, воскресной школой, катехизаторскими курсами, благотворительной столовой.
Расцвет церковной жизни и церковного строительства в г. Тольятти (конец ХХ — начало ХХI века)
Долгие годы на весь 700-тысячный город приходилась лишь одна Богородично-Казанская церковь. Положение изменилось в 1989 году с открытием храма в Фёдоровке. У этого храма своя интересная история.
Большим событием для г. Тольятти стал приезд патриарха Московского и всея Руси Алексия 14 октября 1999 года. Это был первый, и пока единственный, визит патриарха в наш город.
4 октября 2008 г., наш город посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – ныне патриарх Московский и всея Руси.
Возрождение и появление в г. Тольятти новых приходов, религиозных обществ, образовательных учреждений, общин и братств – закономерное явление в жизни современного общества. Их деятельность оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, терпимости, милосердия и благотворительности.
Свято-Воскресенский мужской монастырь расположен в районе Портпоселка г. Тольятти. Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская Земская городская больница. В 1997 г. комплекс зданий бывшей Земской больницы был полностью передан Свято-Воскресенскому приходу. В том же году было решено приход расширить и основать монастырь. Кроме Свято-Воскресенского храма в монастыре имеется храм во имя святого Силуана Афонского, который располагается в трапезном корпусе.
В 1995 году в Тольятти открылось негосударственное образовательное учреждение — Православная классическая гимназия. В этой гимназии дети наряду с классическим образованием получают углубленные знания основ Православной веры. Сегодня в Православной классической гимназии обучается 300 человек. Действуют детский сад и подготовительные курсы.
Украшением нашего города стал Преображенский собор, вмещающий до 5000 человек с храмом св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 62-метровый красавец храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района в 2002 г. Днем он сверкает золотыми куполами, ночью его освещают прожекторы. Площадь застройки храма составила 2,8 тыс. кв. метров. Преображенский собор по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.
В декабре 2007 года в г. Тольятти началось строительство Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского – светского вуза теологического и гуманитарного направления. Студенты будут обучаться по ряду направлений и специальностей на 5 факультетах: вуза теологии (пастырско-богословское и миссионерско-катехизаторское отделения); гуманитарных наук (отделения филологии, истории, иностранных языков, журналистики); философии и политологии; педагогики (отделения дошкольного и начального образования); искусств (отделения музыки, иконописи, архитектуры). Общий контингент обучающихся на 5 факультетах будет составлять 700 человек.
В настоящее время в нашем городе действуют приходы Русской Православной церкви, объединенные в 4 благочиния:
Тольяттинское Центральное благочиние (благочинный протоиерей о. Николай Манихин);
Тольяттинское Преображенское благочиние (благочинный протоиерей о. Валерий Марченко);
Тольяттинское Невское благочиние (благочинный протоиерей о.Александр Здоренко);
Тольяттинское Тихоновское благочиние (благочинный протоиерей Андрей Матвеев).
Домовые храмы, молельные комнаты и часовни
В городских больницах г. Тольятти открыты часовни и молельные комнаты:
— в городских больницах № 2, 4;
— в детской многопрофильной больнице;
— в городском психоневрологическом диспансере;
— в поликлинике № 1 в пос. Поволжский.
Кроме того, богослужебная деятельность осуществляется в домовых церквях и молельных комнатах на предприятиях города, в вузах, исправительной колонии, социальной гостинице.
Церковные службы ОАО «АвтоВАЗ»:
— храм во имя святого Архистратига Божия Михаила;
— 2 православных просветительских центра;
— 2 молельные комнаты.
На предприятии ОАО “Лада-Хлеб” действует домовая церковь в честь иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”.
В Тольяттинском филиале Самарской гуманитарной академии — домовая церковь во имя Святого Духа.
В Тольяттинском военно-техническом институте имеются домовые церкви:
— во имя святого великомученика Георгия Победоносца;
— имя святого благоверного князя Александра Невского.
В Доме ветеранов открыта домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.
В исправительной колонии действует домовая церковь во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
В социальной гостинице священнослужители не только проводят церковные службы в молельной комнате во имя святого Феофана Затворника, но и ведут работу с различными категориями граждан.