Чудное и славное Преображение Господне

Главная » Новости » Чудное и славное Преображение Господне
19 Авг 2020 от Content Tlt

Чудное и славное Преображение Господне

18 августа 2020 года, в канун праздника Преображения Господня, в храме святого благоверного князя Александра Невского было совершено Всенощное бдение.
За богослужением настоятель храма протоиерей Александр Здоренко совершил праздничную литию, а также помазание верующих освященным елеем.
По окончании богослужения отец-настоятель обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником великим, с праздником двунадесятым — с праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Мы, ныне живущие почти через 2000 лет от этого славного события, знаем, в чём смысл этого праздника. Конечно же, не в освящении яблок. Яблоневый спас — это народное наименование. Лишь, наверное, в нашем Отечестве — в российских землях — так этот праздник именуется.
Греческое наименование «метаморфоза» (преображение) и самая суть этого праздника не в освящении плодов. Суть этого праздника в том, что Господь открывает человечеству через святых апостолов Свое Божественное существо.
Кого видели во Христе апостолы, ученики Христовы, люди, соплеменники, когда он жил, когда он общался с ними? Человека. И лишь избранные из избранных осознавали, догадывались, понимали, что сей человек есть Сын Божий. В Евангелии говорится о том, что, когда Христос принимал крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя, глас был свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». В виде голубя снисходит с небес Дух Святой и почивает на Христе. И понимает, что это Дух Святой всего лишь Предтеча — Иоанн Креститель.
И вот Христос спрашивал учеников: «За кого почитают и принимают меня другие люди?» И отвечали ученики: «Иные за пророка, иные за Илию — величайшего из пророков.» «А за кого принимаете меня вы?» Они отвечали не все и не сразу: «За Сына Божия.»
И вот Христос на горе Фаворской преображается и являет, показывает Свою Божественную Сущность. Неизреченный Свет, белый Свет исходит от Него — от одежды, от лица — и покрывает всё. Погружается всё это как бы в облако, и со Христом беседуют пророк Илия и пророк Моисей. Ученики видят и являются свидетелями этого Божественного откровения. И одновременно Свет, исходящий от Христа, для них, глубоко верующих и знающих Священное писание, показывает, что это тот Свет, который освещал и Моисея пророка на Синайской горе, когда он молился к Богу.
И так стало хорошо ученикам Христовым на горе Фаворской, что они обратились ко Христу, обратились с человеческим желанием, с человеческим пониманием: «Нам тут хорошо. Давай сделаем три кущи — три палатки, три шалаша — тебе одну, Моисею, Илие, и останемся здесь».
Вот это состояние — «так хорошо нам с тобой, с Сыном Божьим, с самим Богом, что не хочется никуда отсюда исходить».
Но о чём беседовали Илия и Моисей со Христом? Беседовали они о грядущих, о будущих страданиях Господа нашего во Иерусалиме, о его смерти, о его воскресении. И тогда апостолы не могли понять, каково этому надлежит исполниться. Они слышали, но не понимали. И осознание произошло лишь после того, когда всё это исполнилось в Иерусалиме. Потому-то и спускаясь с горы, встречаясь с другими апостолами, они не могли ничего сказать им о беседе и смысле этой встречи.
Христос же, беседуя с Илией и Моисеем, нам показывает, что грядущие страдания, грядущая смерть — это для него добровольное восхождение на муки ради нашего спасения. А всё это Он знал, всё это Он понимал, всё это Он принимал.
Пришел Христос на землю ради спасения человеческого рода. Добровольно Он восходил в Иерусалим, добровольно Он восходил на Голгофу и добровольно Он принимал крестные муки и крестную смерть. Он пришел в этот мир — Сын Божий — явивший Божественную Славу Свою на Фаворе, чтобы нас возвести от земли на небо. И вот эту Божественную сущность увидели ученики Христовы на Фаворской горе.
И от того времени и по нынешний день в праздник Преображения Господня гора Фаворская на Святой земле покрывается облаком. И всегда в эти дни в греческом монастыре (в Иерусалимском патриархате этот монастырь греческий) творится Божественная литургия не в храме, а на открытом воздухе — творится в воспоминание чудного и славного Преображения Господня.
И вот мы помним, что в нашем городе кафедральный собор освящен в честь этого праздника, в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. И, наверное, то слово, которое нами правильно понимается, правильно принимается — «преображение» — должно нас побуждать, направлять. Чтобы мы задумались над преображением нашей жизни, преображением наших душ.
Чтобы было место Христу среди нас — чтобы жизнь наша была не себе во угождение, но во Славу Божию. Чтобы Бог, пришедший во Славе Своей на землю, обрел своих учеников здесь».