Чудное и славное Преображение Господне
18 августа 2020 года, в канун праздника Преображения
Господня, в храме святого благоверного князя Александра Невского было совершено
Всенощное бдение.
За богослужением настоятель храма протоиерей
Александр Здоренко совершил праздничную литию, а также помазание верующих
освященным елеем.
По окончании богослужения отец-настоятель
обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником великим, с праздником двунадесятым —
с праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Мы, ныне живущие почти через 2000 лет от этого славного события, знаем, в чём
смысл этого праздника. Конечно же, не в освящении яблок. Яблоневый спас — это
народное наименование. Лишь, наверное, в нашем Отечестве — в российских землях
— так этот праздник именуется.
Греческое наименование «метаморфоза» (преображение) и самая суть
этого праздника не в освящении плодов. Суть этого праздника в том, что Господь
открывает человечеству через святых апостолов Свое Божественное существо.
Кого видели во Христе апостолы, ученики Христовы, люди, соплеменники, когда он
жил, когда он общался с ними? Человека. И лишь избранные из избранных
осознавали, догадывались, понимали, что сей человек есть Сын Божий. В Евангелии
говорится о том, что, когда Христос принимал крещение в реке Иордан от Иоанна
Крестителя, глас был свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение. Его слушайте». В виде голубя снисходит с небес Дух Святой и
почивает на Христе. И понимает, что это Дух Святой всего лишь Предтеча — Иоанн
Креститель.
И вот Христос спрашивал учеников: «За кого почитают и принимают меня
другие люди?» И отвечали ученики: «Иные за пророка, иные за Илию —
величайшего из пророков.» «А за кого принимаете меня вы?» Они
отвечали не все и не сразу: «За Сына Божия.»
И вот Христос на горе Фаворской преображается и являет, показывает Свою
Божественную Сущность. Неизреченный Свет, белый Свет исходит от Него — от
одежды, от лица — и покрывает всё. Погружается всё это как бы в облако, и со
Христом беседуют пророк Илия и пророк Моисей. Ученики видят и являются
свидетелями этого Божественного откровения. И одновременно Свет, исходящий от
Христа, для них, глубоко верующих и знающих Священное писание, показывает, что
это тот Свет, который освещал и Моисея пророка на Синайской горе, когда он
молился к Богу.
И так стало хорошо ученикам Христовым на горе Фаворской, что они обратились ко
Христу, обратились с человеческим желанием, с человеческим пониманием:
«Нам тут хорошо. Давай сделаем три кущи — три палатки, три шалаша — тебе
одну, Моисею, Илие, и останемся здесь».
Вот это состояние — «так хорошо нам с тобой, с Сыном Божьим, с самим
Богом, что не хочется никуда отсюда исходить».
Но о чём беседовали Илия и Моисей со Христом? Беседовали они о грядущих, о
будущих страданиях Господа нашего во Иерусалиме, о его смерти, о его
воскресении. И тогда апостолы не могли понять, каково этому надлежит
исполниться. Они слышали, но не понимали. И осознание произошло лишь после
того, когда всё это исполнилось в Иерусалиме. Потому-то и спускаясь с горы,
встречаясь с другими апостолами, они не могли ничего сказать им о беседе и
смысле этой встречи.
Христос же, беседуя с Илией и Моисеем, нам показывает, что грядущие страдания, грядущая
смерть — это для него добровольное восхождение на муки ради нашего спасения. А
всё это Он знал, всё это Он понимал, всё это Он принимал.
Пришел Христос на землю ради спасения человеческого рода. Добровольно Он
восходил в Иерусалим, добровольно Он восходил на Голгофу и добровольно Он
принимал крестные муки и крестную смерть. Он пришел в этот мир — Сын Божий —
явивший Божественную Славу Свою на Фаворе, чтобы нас возвести от земли на небо.
И вот эту Божественную сущность увидели ученики Христовы на Фаворской горе.
И от того времени и по нынешний день в праздник Преображения Господня гора
Фаворская на Святой земле покрывается облаком. И всегда в эти дни в греческом
монастыре (в Иерусалимском патриархате этот монастырь греческий) творится
Божественная литургия не в храме, а на открытом воздухе — творится в
воспоминание чудного и славного Преображения Господня.
И вот мы помним, что в нашем городе кафедральный собор освящен в честь этого
праздника, в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. И, наверное, то
слово, которое нами правильно понимается, правильно принимается —
«преображение» — должно нас побуждать, направлять. Чтобы мы
задумались над преображением нашей жизни, преображением наших душ.
Чтобы было место Христу среди нас — чтобы жизнь наша была не себе во угождение,
но во Славу Божию. Чтобы Бог, пришедший во Славе Своей на землю, обрел своих
учеников здесь».